Синдромом Ангельмана: что это за болезнь

Общие сведения

Синдром назван в честь английского педиатра Г. Ангельмана. В 1965 году он первым описал симптомы болезни и назвал ее «синдромом счастливой марионетки», потому что больные напоминали ему героя картины «Мальчик-марионетка». В те годы еще не были разработаны генетические методы исследования, установить причину патологии было невозможно. В 1987 году исследователи определили этиологию заболевания и переименовали его в синдром Ангельмана. Сейчас этот термин является официальным, но можно встретить названия-синонимы: «синдром марионетки», «синдром Петрушки», «синдром счастливой куклы». Распространенность составляет 1 случай на 10-20 тысяч новорожденных. Заболевание выявляют после первого года жизни (иногда между 3 и 7 годами),дети болеют чаще.

История изучения заболевания

Заболевание названо в честь Гарри Ангельмана, британского педиатра, который впервые дифференцировал этот синдром в 1965 году. Тогда его называли синдромом счастливой марионетки, но этот термин больше не используется, поскольку считается уничижительным.

Доктор Ангельман лечил нескольких детей с похожими симптомами и предложил общий диагноз. Проверить диагноз и получить точные данные в то время не представлялось возможным из-за отсутствия доступных в настоящее время технологий. Доктор отразил свои догадки в статье под названием «Кукольные дети».

В то время публикация не вызвала большого общественного интереса и вскоре была забыта. О нем снова вспомнили в восьмидесятые годы, когда появились необходимые методы исследования. Ученые обнаружили, что у большинства детей с синдромом отсутствует небольшая часть 15-й хромосомы.

История открытия синдрома петрушки

Особенности

Синдром Ангельмана характеризуется:

  • В 75% случаев возникают проблемы с питанием, особенно при лактации, такие малыши плохо прибавляют в весе;
  • задержка развития крупной моторики (способность сидеть, ходить);
  • задержка речевого развития, недоразвитие речи (у всех детей);
  • дети понимают больше, чем могут сказать или выразить;
  • дефицит внимания и гиперактивность;
  • трудности обучения;
  • эпилепсия (в 80% случаев), нарушения выявляются также при электроэнцефалографии; Считается, что у детей с синдромом Ангельмана вторичная (симптоматическая) эпилепсия;
  • необычные движения (мелкий тремор, хаотичные движения конечностей);
  • частый смех без причины;
  • хождение на негнущихся ногах: из-за этой характеристики детей с этим синдромом иногда сравнивали с марионетками;
  • размер головы меньше среднего, часто с уплощением затылка;
  • иногда характерными чертами лица являются широкий рот, близко расположенные зубы, выступающий вперед подбородок, высунутый язык;
  • нарушения сна;
  • косоглазие (косоглазие) в 40% случаев;
  • сколиоз (искривление позвоночника) в 10% случаев;
  • повышенная чувствительность к высоким температурам.

Причины

Факторы развития синдрома Ангельмана продолжают изучаться. Генетический дефект обнаруживается на хромосоме 15 материнского набора, но его природа и способ возникновения могут различаться. Иногда заболевание дебютирует в результате передачи измененной генетической информации от родителей, иногда является следствием спонтанных нарушений в геноме. Хромосомные аномалии можно определить примерно у 85-88% больных. Причиной синдрома может быть:

  • Подавление. При этом дефекте часть генетического материала теряется или инактивируется. Обширные делеции участка 15q12 хромосомы, где находится ген-активатор, диагностируют у 70% больных.
  • Однородительская дисомия. ОРЗ определяется в 2-3% случаев заболевания. Набор хромосом содержит две копии хромосомы 15 от отца. Материнской хромосомы нет, ген тоже отсутствует.
  • Дефект печати. Суть аномалии в том, что импринтный центр, регулирующий активность локуса UBE3A, нефункционален, «выключен». Ген остается структурно интактным, но не выполняет своих функций. Распространенность ДЗ составляет 3-5%.
  • Мутация UBE3A. У 5-10% больных причиной заболевания являются мутационные изменения в гене. Они представлены инверсиями, микроделециями, транслокациями и дупликациями.

Патогенез

В основе синдрома Ангельмана лежит дисфункция гена UBE3A, расположенного на пятнадцатой материнской хромосоме. Этот ген кодирует продукцию белка E6AP, который является ферментативным компонентом сложной реакции деградации белка. Е6АР участвует в образовании убиквитина — белка протеасомной системы, стимулирующего протеолиз дефектных белковых молекул в нейронах головного мозга. Обычно убиквитин помечает ненужные белки (неактивные, нефункциональные), чтобы инициировать их разрушение. E6AR обеспечивает связывание убиквитина с поверхностью молекулы белка-мишени. Затем протеасома расщепляет его на пептидные остатки и аминокислоты. При синдроме Ангельмана убиквитин не связывается с дефектными белками.они накапливаются в нервной ткани головного мозга и процесс синаптической передачи прерывается. Отклонения формируются задержками психического и моторного развития.

Распространенность

Распространенность синдрома Ангельмана составляет 1 случай на 10-30 тысяч новорожденных. Но большое количество случаев остаются недиагностированными, но наблюдаются неврологом с задержкой речевого развития, нарушениями поведения и эпилепсией. Мальчики и девочки болеют одинаково часто. При изучении частоты появления среди больных с умственной отсталостью выявлено 4,8% больных с синдромом Ангельмана.

Как проявляется «счастливый» опасный синдром у ребенка?

Как проявляется «счастливый» опасный синдром у ребенка?

Синдром Ангельмана — врожденное заболевание и, к счастью, редкое. Хотя в среднем его диагностируют у одного из 10 000-30 000 детей. Причиной заболевания является генетическая мутация на хромосоме 15 матери. Если в отцовском генетическом материале возникает такая мутация, то у ребенка развивается другое заболевание – синдром Прадера-Вилли. Мутация нестабильна, и вероятность рождения второго ребенка с таким же заболеванием от той же матери составляет 1 к 100.

Коварство болезни в том, что она поражает детский организм еще во время внутриутробного развития: хромосомная делеция «активируется» на ранних этапах формирования плода. Однако ни при беременности, ни в первые 6 месяцев признаков патологии не видно. МРТ, компьютерная томография в детском возрасте также не выявляют нарушений в структуре головного мозга. И если уровень медицинской диагностики оставляет желать лучшего, то ребенок с легкой или среднетяжелой формой синдрома имеет все шансы остаться без официального диагноза. И будет наблюдаться у специалистов по частым проявлениям синдрома: эпилепсии, нарушениям речи, психического развития и поведения. При этом, если коррекция проводится своевременно и правильно,количество умственно отсталых больных с синдромом Ангельмана очень мало: не более 5 из 100 детей.

Симптомы заболевания начинают чаще проявляться в возрасте от 6 месяцев до года. Какие ранние признаки можно увидеть у ребенка?

  • Первая – это симптомы задержки развития, при этом сохраняются все навыки, которых ребенок достиг в шесть месяцев (хватание игрушек, сидение, ползание, поддержание зрительного контакта, ходьба и т д.). Ребенок просто начинает немного отставать в умственном развитии, страдает и двигательная функция: конечности начинают хаотично двигаться, могут дрожать руки, нарушается равновесие тела, ребенок часто падает и т д
  • Второй – нарушение или отсутствие функции речи. Дети могут вообще не говорить, сохранять речь на уровне воркования или переходить к слоговой речи со словарным запасом не менее дюжины слов.
  • Третий, и это самый яркий признак, — поведенческие расстройства. Ребенок часто слишком часто веселится и смеется без причины, может появиться особая «любовь» к игрушке, воде, предметам, при виде которых малыш заливается счастливым смехом даже в утомленном и очень капризном состоянии. Кроме того, могут отмечаться также недостаточная концентрация внимания, быстрые переходы из одного состояния в другое, стереотипность движений.

Помимо основных симптомов, часто и редко, но также присутствующих в клинической картине заболевания. От других патологий, проявляющихся нарушениями речевого развития, синдром Ангельмана отличается тем, что дети общаются произвольно, понимают направленную речь и активно общаются с помощью невербальных средств: жестов, мимики, языка жестов. Из соматических показателей у 8 из 10 детей отмечается микроцефалия в разной степени, уменьшение объема черепа за год, а также эпилептическая активность головного мозга, диагностированная как вторичная эпилепсия.

Есть более редкий симптом, который важен тем, что позволяет заподозрить заболевание даже у младенца: плохой контроль движений языка. Малыш с таким симптомом с большим трудом сосет грудь или бутылочку, питание не обеспечивается в достаточном количестве. Это отмечает мама при кормлении, а педиатр при контрольном взвешивании — прибавка в весе не соответствует норме.

У детей вследствие синдрома Ангельмана также могут формироваться характерные изменения внешности: косоглазие, сколиоз, увеличенные зубы с редким прорезыванием зубов, полные губы и широкий рот, уплощенный затылок, высунутый язык и выступающий подбородок. В связи с повышением сухожильных рефлексов в сочетании с мышечной дистонией и другими нарушениями возникает характерная особенность двигательных навыков: походка с прямыми негнущимися ногами, приподнятыми плечами, согнутыми в локтях руками.

Любовь к воде также является распространенным симптомом заболевания, что связано с улучшением самочувствия ребенка в водной среде. А в некоторых случаях это даже служит первым диагностическим критерием заболевания, помогая определить заболевание у малышей.

Голливудский актер Колин Фаррелл сегодня благодарен сыну: именно известие о его неизлечимой болезни помогло «воскресному отцу» отказаться от наркотиков и стать настоящим отцом. Однако до момента постановки диагноза Фаррелу и матери ребенка пришлось довольно долго отсутствовать: сначала у Джеймса диагностировали детский церебральный паралич, затем признаки аутистического расстройства. А помочь выявить настоящую болезнь, синдром Ангельмана, помогла невероятная любовь мальчика к воде, о которой актер упоминал в одном из интервью.

«Похоже, что Джеймс помешан на жидкостях… Хотя он еще мало плавает, он без ума от любой воды, он любит ее во всех ее проявлениях. А когда он начинает шалить, сердиться, сердиться, я наливаю ему в тазик воды и он моментально становится счастливым. Это действительно потрясающе!»

Ранние признаки

При раннем обнаружении отмечают нарушения движения или равновесия, судорожные движения из-за невозможности их координации (атаксия). Наблюдается сниженный мышечный тонус (гипотония) туловища, повышенный мышечный тонус (гипертонус) рук и ног, аномально преувеличенные или сильные рефлекторные реакции (гиперрефлексия).

Двигательные расстройства появляются в детстве (примерно 6-12 месяцев). Моторные стадии (например, ходьба) обычно задерживаются. В легких случаях дети начинают ходить в возрасте 2-3 лет.

В тяжелых случаях ходьба может быть заметно медленной, жесткой и отрывистой. Некоторые не могут ходить, пока им не исполнится 5–10 лет. Примерно в 10 процентах случаев дети с синдромом Ангельмана не ходят без посторонней помощи.

У новорожденных

Новорожденные и дети с болезнью Ангельмана имеют отличительные симптомы характерного счастливого поведения с частыми и неуместными эпизодами продолжительного неспровоцированного смеха. Дети легко возбудимы, гипермоторны и гиперактивны. Они активные исследователи, постоянно в движении.

генетическая мутация

Во многих случаях возникают эпилептические припадки. Судороги обычно начинаются в возрасте от одного до пяти лет и часто проходят в подростковом возрасте.

Некоторые проявления, связанные с синдромом смеющейся куклы, встречаются реже, чем вышеперечисленные симптомы.

Черты лица

В некоторых случаях у людей наблюдаются характерные черты лица, выступающий подбородок, глубоко посаженные глаза, аномально широкий рот (маркостома) с высунутым языком, широко расставленные зубы и аномально плоский затылок (брахицефалия).

Желудочно-кишечные

Проблемы с приемом пищи и сном возникают в детском возрасте из-за проблем с глотанием, нарушениями движений языка. Дети или взрослые часто страдают запорами или гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ), состоянием, характеризующимся забросом содержимого желудка или тонкой кишки в трубку, соединяющую рот с желудком (пищевод).

Более чем у 80% пострадавших

  • Замедленный или непропорционально медленный рост окружности головы. Это обычно приводит к абсолютной или относительной микроцефалии к 2-летнему возрасту.
  • Судороги, как правило, начинаются в возрасте 3 лет.
  • Аномальная электроэнцефалограмма (ЭЭГ) с характерным высокоамплитудным паттерном медленных волн.

Менее чем у 80%

симптомы петрушки

  • Плоская спина
  • Затылочная борозда.
  • Высунутый язык.
  • Нарушения сосания/глотания.
  • Проблемы с питанием и/или мышечная гипотензия в детстве.
  • Прогнатия.
  • Широкий рот, широко расставленные зубы.
  • Частое слюноотделение.
  • Чрезмерное жевание/рвота.
  • Косоглазие.
  • Гипопигментированная кожа, светлые волосы и цвет глаз (по сравнению с семьей); видны только у тех, у кого есть удаление.
  • Гиперактивные рефлексы глубоких сухожилий нижних конечностей.
  • Поднятое и согнутое положение руки, особенно во время движения.
  • Широкая походка с пронацией или вальгусной деформацией голеностопного сустава.
  • Повышенная чувствительность к теплу.
  • Аномальные циклы сна-бодрствования, снижение потребности во сне.
  • Страсть к воде; увлечение хрустящими предметами, такими как бумага, пластмасса.
  • Аномальное пищевое поведение.
  • Ожирение (чаще встречается у тех, у кого нет исключения).
  • Сколиоз.
  • Запор.

Дополнительные симптомы

Повышенное слюноотделение, косоглазие (косоглазие), отсутствие нормальной окраски (гипопигментация) кожи, глаз и волос из-за отсутствия некоторых пигментов меланина.

Это отсутствие пигмента в глазах может вызвать чувствительность к свету (светобоязнь), быстрое непроизвольное движение глаз (нистагм) и снижение четкости зрения (острота зрения).

Нарушения сна, такие как снижение потребности во сне и нарушенные или ненормальные циклы сна/бодрствования (например, пробуждение ночью или раньше, чем обычно), распространены. Дети любят воду, музыку, их привлекают блестящие предметы.

Некоторые люди гиперчувствительны к теплу. С возрастом может проявляться прогрессирующее искривление позвоночника (сколиоз). Половое созревание обычно не задерживается, возможно рождение детей.

У взрослых более выражены черты лица, нижнечелюстной прогнатизм. Иногда развивается аномальное выпячивание роговицы (кератоконус). С возрастом снижается подвижность, развиваются суставные спазмы (контрактуры). Некоторые склонны к ожирению.

Перспективы развития

Дети с синдромом Ангельмана понимают гораздо больше, чем могут сказать. В некоторых случаях они вообще не разговаривают; описаны дети со словарным запасом от 5 до 10 слов. В то же время дети с синдромом Ангельмана любят общаться с другими людьми, играть, как правило, они дружелюбны.

Таких детей рекомендуется обучать языку жестов. Занятия с раннего возраста по специальным программам, направленным на развитие мелкой и общей моторики, в ряде случаев дают хорошие результаты.

Перспективы развития зависят от степени повреждения хромосомы. Некоторые люди с синдромом Ангельмана способны овладеть навыками самообслуживания и речью на примитивном уровне (обычно причиной синдрома в данном случае была мутация), некоторые никогда не смогут ходить и говорить (это часто бывает в случае делеции части хромосомы).

С возрастом симптомы гиперактивности и нарушений сна, как правило, уменьшаются. У девочек с синдромом Ангельмана может быть больше приступов в период полового созревания.

Большинство людей с синдромом Ангельмана могут контролировать выделительные функции (мочеиспускание и дефекацию) днем ​​и некоторые ночью. Некоторые из страдающих синдромом Ангельмана могут есть ножом и вилкой, самостоятельно одеваться (при отсутствии пуговиц, «молний» и т.п на одежде). Ожирение может появиться во взрослом возрасте и усугубить ситуацию со сколиозом.

Половое созревание у людей с синдромом Ангельмана, особенно начало менархе у девочек, происходит в обычное время. Описан случай беременности женщины с синдромом Ангельмана: она родила девочку с таким же диагнозом.

Диагностика

Многие пациенты наблюдаются у специалистов с эпилепсией, задержкой речи, различными нарушениями поведения, не зная об их заболевании. Для постановки диагноза необходима консультация невролога, психиатра, генетика.

Выявить аномалии, приводящие к появлению синдрома Ангельмана, позволяют исследования: генетический анализ, МРТ, ЭЭГ, УЗИ. Генетические исследования считаются наиболее надежными. По его результатам при характерном проявлении симптомов заболевания можно установить точный диагноз.

АС можно диагностировать еще до рождения ребенка во время беременности. Для этого используются два вида исследования:

  1. неинвазивные тесты, в том числе полное исследование на выявление хромосомных аномалий у плода. Достоверность результатов не всегда подтверждается
  2. инвазивных метода — высокоточные, назначаются женщинам старше 35 лет для подтверждения результатов, полученных другими методами. Они небезопасны, выполняются только по назначению, учитывая высокий риск осложнений.

Лечение

Синдром Ангельмана — неизлечимая генетическая аномалия. В настоящее время ученые-медики активно разрабатывают эффективные терапевтические методы. Если синдром был диагностирован во время внутриутробного развития, специалисты рекомендуют прервать беременность. Больной новорожденный ребенок нуждается в тщательном уходе, внимании и высококвалифицированной терапии.

Симптоматическое лечение помогает облегчить состояние больных с синдромом марионетки. Это отпускаемые по рецепту лекарства и немедикаментозные процедуры:

  • Противосудорожные препараты снижают частоту и тяжесть приступов. Больным назначают несколько противосудорожных препаратов одновременно, так как для приступов характерно несколько типов приступов. К наиболее популярным препаратам относятся: Вальпроевая кислота, Конвулекс, Ламотриджин, Клоназепам. Эти средства предотвращают судороги, улучшают настроение и психическое состояние больных.
  • Витаминотерапия – прием витаминов группы В, С, D и Е. Лечение витаминами следует проводить только по назначению врача, так как они снижают эффективность противоэпилептических препаратов.
  • Снотворные средства, улучшающие сон у возбудимых больных — Мелатонин, Дифенгидрамин».
  • При появлении проблем с пищеварением и стулом больным назначают слабительные средства: «Сенаде», «Слабилен», «Фитолакс», пре- и пробиотики: «Хилак Форте», «Линекс», «Бифиформ».
  • Гормональная терапия показана в крайних случаях, когда другим способом скорректировать поведение больных невозможно. Им вводят гормон секретин, нормализующий пищеварение и положительно влияющий на уход за больными, а также окситоцин, улучшающий когнитивные способности ребенка, память и поведение. Американские ученые разработали аналогичную схему гормональной терапии для лечения детей с аутизмом.
  • При синдроме Ангельмана показаны поведенческая терапия, работа с психологом, дефектологом, логопедом.
  • Физиотерапевтические процедуры помогают справиться с мышечной гипотонией и проблемами с суставами. Врачи обычно назначают парафиновые аппликации, электрофорез, магнитотерапию. Лечебная физкультура, профессиональный массаж и аквааэробика с холодной водой помогают пациентам стоять с большей уверенностью.
  • Для избавления от гиперсаливации применяют препараты, подавляющие слюноотделение, и оперативные вмешательства, направленные на реимплантацию слюнных протоков.
  • Средства народной медицины, такие как гомеопатические препараты, малоэффективны при лечении синдрома Ангельмана, но абсолютно безопасны. Сбор на основе пиона, солодки и ряски снижает частоту судорожных припадков, отвар лаванды и водный настой пустырника оказывают общее успокаивающее действие.

Умственные упражнения для детей с синдромом Ангельмана

При этом заболевании показаны поведенческая терапия, занятия с логопедом, психологом и дефектологом. Дети с диагнозом «синдром счастливой куклы» имеют серьезные проблемы с речью. Некоторые из них имеют ограниченный словарный запас, а другим даже трудно воспроизводить отдельные звуки. Все это создает препятствия в общении с другими людьми. Для социализации таких больных используют специальные тренинги. Например, их учат языку жестов.

Занятия с такими детьми должны быть короткими (не более 30 минут), но регулярными: желательно, чтобы они проводились каждый день. По мнению специалистов, начать можно с пальчиковой росписи. Во время таких занятий ребенок успокаивается, знакомится с цветовой гаммой и развивает мелкую моторику. Свой первый рисунок он выполнит с подсказками взрослого, но в дальнейшем с энтузиазмом начнет создавать шедевры. Как только малыш освоит технику рисования пальчиками, он может начать учиться держать кисть в руке.

Поскольку дети с синдромом Ангельмана лучше усваивают информацию, когда она визуализирована, при обучении рекомендуется использовать карточки и другие наглядные пособия. Например, для объяснения такому ребенку понятий «большой» и «маленький» можно использовать складную матрешку. При первом знакомстве малыша с таким наглядным пособием взрослый должен открыть игрушку и прокомментировать каждое его действие. Затем можно попросить ребенка сделать то же самое. Постепенно задача усложняется: например, малыш должен показать, где находится большая матрешка.

Прогноз

Прогноз патологии определяется степенью поражения 15-й хромосомы. Больные с незначительными изменениями могут обслуживать себя и нормально вести себя в обществе. Дети с выраженным генетическим дефектом не разговаривают и практически не ходят. Заболевание более тяжело протекает у детей, в хромосомах которых отсутствуют участки генов. Обычно они не могут ходить или говорить самостоятельно. Все остальные формы патологии поддаются коррекции. В любом случае такие больные не могут стать полноправными членами общества. Они понимают речь, но не ведут диалог. Языку жестов их учат с детства. Вербальное общение для них недоступно.

Пациенты с синдромом Ангельмана требуют особого внимания и ухода. Члены семьи и близкие люди должны создать для больного атмосферу понимания, любви и дружбы. Больным детям нужна помощь в адаптации к жизни в обществе. Им показан специальный режим питания и сна, тщательный уход, обучение элементарным навыкам самообслуживания. Для этих детей существуют специализированные школы-интернаты, в которых предлагается специальный курс адаптации в обществе и воспитания. Пациентов обучают жестовому языку и проводят занятия по специальным программам, направленным на развитие мелкой и общей моторики.

С возрастом гиперактивность и нарушения сна проходят самостоятельно. Если лечение начато рано и проводится правильно, прогноз патологии улучшается. Заболевание не влияет на продолжительность жизни.

При правильном лечении и уходе жизнь людей с синдромом Ангельмана может быть намного проще, но они никогда не смогут жить в одиночестве. Это та категория людей, которая будет постоянно нуждаться в опеке и заботе.

Синдром Ангельмана – продолжительность жизни

Больные с таким диагнозом нуждаются в постоянном уходе, так как, даже повзрослев, остаются по-детски наивными, доверчивыми и добродушными. Продолжительность вашей жизни напрямую зависит от того, насколько рано диагностирован синдром Гарри Ангельмана и выполняются рекомендации лечащего врача.

По статистике такие больные живут в среднем до 35-50 лет. Однако это не предел: при диагностированном синдроме Ангельмана продолжительность жизни с указанной патологией может сильно различаться. Некоторые больные доживают до 70 лет.

Оцените статью
Блог про синдромы