Госпитализм в психологии: в чем проявляется синдром

Что такое госпитализм?

Название происходит от латинского слова Hospitalis, означающего «гостеприимный», «госпиталь». Госпитализм – это синдром, при котором у человека развиваются психосоматические расстройства из-за длительного пребывания в больнице, вдали от дома и друзей. В то же время это предполагает задержку психического и физического развития детей, с детства выросших в школе-интернате или лишенных родительской заботы и любви. Близкое и теплое общение с матерью и другими значимыми взрослыми – главная потребность детства. Депривация (неудовлетворение потребностей) приводит к психофизическим и интеллектуальным расстройствам, задержке развития.

Рассмотрим подробнее определения госпитализма в психологии и психиатрии.

История открытия феномена

Феномен госпитализма в психологии открыл психоаналитик Р. Спитс (1945). Он исследовал явление госпитализма у детей и младенцев, вынужденных длительное время находиться в больнице, и у детей, проживающих в интернате. Психоаналитик обнаружил, что все происходящие изменения связаны с отлучением ребенка от матери. В основе учения Шпица лежит психоаналитическая теория Фрейда, в частности положение об отделении ребенка от матери.

Косы изучали состояние детей, находившихся в благоприятных условиях с точки зрения гигиены (кормление, уход, уход за собой), но без адекватной материнской поддержки. И вот что он заметил:

  • на третьем месяце жизни у детей отмечалось ухудшение физического состояния, ослабление иммунитета, повышенная смертность;
  • несколько позже отмечались психические изменения, в частности депрессия, пассивность, вялость;
  • на втором году жизни стали проявляться признаки глубокой психофизической отсталости во всех сферах (ходьба, речь, способность стоять и сидеть).

В результате своих исследований Шпиц (Spits, Spitz) пришел к выводу, что дети нуждаются в материнской заботе и любви. Это важно для жизни и развития ребенка.

Психоаналитик выделил две формы синдрома:

  • госпитализм, связанный с полным лишением материнской заботы;
  • анаклитическая депрессия, возникающая, если сначала ребенок нормально общается с матерью, а затем изолируется.

Позже Крейслер пересмотрел концепцию Шпица и пришел к выводу, что любая депривация ведет к госпитализму. Включите неадекватную заботу о детях в семейной обстановке. Такой же точки зрения придерживаются и современные исследователи.

Сущность отклонения

Феномен госпитализма предполагает наличие ряда психических и соматических расстройств, возникающих у детей и взрослых по разным причинам. В первом случае отклонение обусловлено недостатком общения, ухода и воспитания, у грудных детей — разлукой с матерью.

Синдром госпитализма у детей выражается в недоразвитии психического и физического и нередко приводит к необратимым последствиям и, при отсутствии лечения, к летальному исходу.

У взрослых расстройство развивается при длительном пребывании в стационаре, в условиях одиночного заключения и проявляется в избегании существования в обществе, потере интереса к труду и деятельности, утрате трудовых навыков, интереса к нахождению в стационаре до тех пор, пока возможный. Чем дольше больной находится в стационаре, тем меньше вероятность того, что он останется единицей социальной среды.

Госпитализм

В психологии

Госпитализм – это в психологии психосоматические изменения личности в результате отсутствия общения с близкими людьми. Психологи рассматривают госпитализм с двух сторон: у детей и у взрослых. В первом случае это означает психофизическую отсталость ребенка из-за недостатка общения в первые годы жизни. Во втором случае речь идет о психосоматических расстройствах, вызванных длительным пребыванием в стационаре. Однако стоит отметить, что госпитализм, возникший в детстве, может преследовать ребенка на протяжении всей его жизни. При этом дети, как и взрослые, подлежат госпитализации.

В психиатрии

Это ухудшение психофизического состояния вследствие длительного пребывания в стационаре. Альтернативное название — синдром разлуки с домом. Проявляется плохой социальной адаптацией, потерей трудовых навыков, потерей интересов, обострением хронических заболеваний, ослаблением потребности в общении и рядом других изменений.

Основные идеи теории Спитса и современный взгляд

Американский психолог Рене Шпиц (Spitz), изучая поведенческие особенности воспитанников интернатов, объяснял феномен госпитализма следующим образом: даже в благоприятной санитарно-гигиенической среде, в условиях удовлетворительного питания и ухода больные дети лишены возможности общаются с родителями, испытывают отставание в развитии, что замедляет развитие мышления и речи.

При этом ранее психолог считал важным условием развития синдрома госпитализма недостаток витаминов в рационе и малочисленность персонала, закрепленного за уходом за детьми.

Рене Шпиц

Последователи Шпица, дополнительно изучая явление, несколько расширили понятие термина «госпитализм». С точки зрения современных исследователей, такой синдром возникает не только при разлучении ребенка с матерью, но и в том случае, если близкие люди, находясь рядом с ребенком, не проявляют к нему интереса и не участвуют в процессе воспитания его развитие и обучение.

Госпитализм особенно опасен для детей, так как значительно замедляет их развитие. Некоторые психические и физические отклонения могут сохраняться на всю жизнь.

Причины возникновения у детей и взрослых

Предположений о причинах развития синдрома госпитализма у взрослых и детей, способных на практике доказать природу возникновения этого состояния, в настоящее время не имеется.

Причинами госпитализации считаются:

  • длительное пребывание в государственных учреждениях, как больничных, так и интернированных;
  • отсутствие контакта в таких учреждениях с близкими людьми;
  • для детей, особенно в раннем возрасте, потеря связи с матерью, отсутствие материнской любви и заботы в их жизни.

Психологи и психиатры долгое время связывали развитие негативной симптоматики, наблюдаемой при госпитализации, с недостатком витаминов, плохим содержанием и уходом за детьми, находящимися в специализированных учреждениях. Однако позже эти данные были подвергнуты сомнению, и врачи, занимавшиеся психоанализом, в том числе Шпитс, сделали революционное предположение.

Они обследовали детей, состояние которых было хорошим. Они получали достаточный уход, разнообразное питание, но имели отставание в развитии и различные отклонения. В связи с этим психологи единогласно сошлись во мнении, что пусковым механизмом развития госпитализма является невозможность получения тепла от родителей, находясь в этих учреждениях.

Такое расставание накладывает отпечаток на всю дальнейшую судьбу человека. Этот неразрешенный в детстве конфликт также может быть причиной госпитализации зрелых и пожилых людей при определенных неблагоприятных условиях (длительная болезнь, одинокая старость, пребывание в гериатрии).

Более того, как отмечалось выше, госпитализм — это проблема не только сиротства и одиночества, но и эмоционального отказа родителей своих детей. Дети очень тонко улавливают отношение к себе и безразличное поведение родителей, поэтому госпитализм часто развивается у детей, живущих в авторитарных, жестких семьях или в которых на личность ребенка не обращают внимания.

Симптомы и признаки

Проявления госпитализма у детей и взрослых неодинаковы. Рассмотрим оба случая подробнее.

Синдром госпитализма у детей

У детей госпитализм проявляется следующим образом:

  • недоразвитие рефлексов и инстинктов у грудных детей;
  • недержание мочи и кала;
  • задержка речевого развития;
  • задержка моторного развития;
  • эмоциональная холодность, алекситимия (неспособность выражать эмоции);
  • компульсивные действия, такие как раскачивание из стороны в сторону;
  • рахит;
  • задержка физического развития;
  • низкий уровень адаптации;
  • отстает в контроле своего тела, языка;
  • боль;
  • вялость;
  • вялость;
  • бледность;
  • пассивность;
  • истощение;
  • плохой аппетит;
  • проблемы со сном;
  • высокая температура;
  • сонливость;
  • мышечная гипотония;
  • отсутствие реакции на сигналы окружающих (не реагирует на ласку, не реагирует на голос, не концентрирует взгляд).

Дети, которые глубоко ощущают отсутствие взаимодействия с матерью, выглядят несчастными. Его состояние сложно не заметить, проблема видна невооруженным глазом. Однако если ребенка как можно раньше вернуть матери или другому лицу, полностью ее заменяющему, то через 2-3 недели исчезнут все симптомы и признаки госпитализации.

Маленькие дети, лишенные общения со взрослыми, поздно начинают ходить, говорить, читать и т д. Если с ними никто не связывается, то они вырастают детьми Маугли (дикими детьми).

Синдром госпитализма у взрослых и пожилых

Характерны следующие проявления:

  • социальная дезадаптация;
  • потеря интереса к работе и работе как таковой;
  • ослабление профессиональных навыков;
  • обеднение круга общения, снижение качества контактов;
  • обострение хронических заболеваний и переход острых патологий в хронические;
  • потеря аппетита;
  • снижение иммунитета;
  • сниженная адаптационная способность;
  • мокрота;
  • обеднение мимики;
  • медленная моторика;
  • когнитивные нарушения (память, мышление, восприятие);
  • пренебрегать;
  • неподвижность;
  • монотонный.

У пожилых госпитализм проявляется деградацией. Развивается от пребывания в домах престарелых, больницах или в том случае, если пожилой человек брошен в квартире, живет один.

В то же время госпитализм у взрослых проявляется синдромом человека с хроническим заболеванием. Человек настолько привыкает лежать на больничной койке, что не может жить в других условиях. Выйдя из больницы, он изо всех сил пытается вернуться туда. Дело в том, что при длительном стационарном лечении у человека искажается мировоззрение. Он не воспринимает себя в другой среде, привыкает к болезни. Особенно это касается пенсионеров. Это проявляется при стационарном лечении в течение 10-15 месяцев (в среднем).

При таком длительном пребывании в больнице у человека развиваются психические деформации. Различают несколько вариантов (подвидов госпитализма):

  1. Деприватизация десоциализация. Это потеря адаптивности, потеря социальных навыков. Он развивается медленно.
  2. Патерналистское подчинение. Это одержимость болезнью. Это происходит из-за чрезмерной защиты.
  3. Психоэмоциональная и социальная регрессия фармакогенной личности. Очень быстро развивается из-за неправильного лечения.
  4. Смешанный вариант.

Госпитализм у новорожденных

Новорожденные являются наиболее уязвимой категорией больных в стационарах, у которых симптомы госпитализма выражены очень ярко и имеют крайне негативные последствия для дальнейшей жизни и развития.

У малышей, лишенных материнской заботы с рождения, могут наблюдаться следующие признаки:

  • чрезмерная сонливость;
  • вялость, апатия;
  • развитие рахита;
  • слабое развитие рефлексов и врожденных инстинктов;
  • частые простуды, общее снижение иммунитета;
  • отсутствие аппетита, небольшая прибавка в весе;
  • мышечная слабость (гипотония);
  • отсутствие воркования, вокализации, смеха;
  • отсутствие двигательных и зрительных реакций (ребенок не следит за предметом, не реагирует на голос, не пытается смотреть в глаза, не оживает при появлении взрослого);
  • отставание в физическом развитии (поздно формируется способность держать голову, перекатываться из стороны в сторону)

Как правило, госпитализм быстро развивается у новорожденных детей, так как они только что родились и сразу оказались никому не нужными. Именно в этот период чрезвычайно важны теплые объятия родной мамы. Этот процесс можно обратить вспять, если ребенка вернуть матери. При этом все проявления госпитализма исчезают через 2-3 недели.

Госпитализм у детей из сиротских учреждений

Госпитализм – это общее название группы эмоциональных и поведенческих расстройств, которыми страдают все дети или люди, испытавшие в разной степени депривацию и нарушения самоуважения, не получившие внимания и ласки, не уверенные в том, что их близкие люби их. Это явление изучалось на примере детей и людей, длительное время находившихся в стационарных условиях, где контакты и эмоциональный фон были ограничены. Причина госпитализма только одна: отсутствие спокойствия, гармонии и личного внимания, что порождает много страха перед будущим.

Госпитализм может возникать как в детских домах, так и в семьях, где родители не оказывают ребенку необходимого ухода. Термин происходит от французского госпиталь — больница и на языке врачей означает синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у детей в результате разлуки с матерью.

Общими признаками госпитализма являются похудание, вялость, апатия, повышенная сонливость, мышечная гипотония, избегание контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, повороты «на голос», воркование в ответ на ласки взрослых), слабый крик и т д. Отдельные признаками госпитализма являются задержка моторного развития (прежде всего развития походки), сильная задержка речевого развития, эмоциональное оскудение, склонность к навязчивым движениям (раскачивание туловища). В крайних формах госпитализм может привести к тяжелым психическим заболеваниям у ребенка (детское помешательство и др.), хроническому инфицированию, а иногда даже к гибели ребенка.

Все эти признаки появляются после того, как ребенок по каким-либо причинам теряет связь с матерью или удаляется из семьи. Сначала ребенок демонстрирует яркий эмоциональный протест, затем перестает его проявлять и как бы смиряется с тем, что теперь его условия жизни такие, какие они есть. Переживания ребенка остаются внутри него, он очень переживает и подолгу бессознательно ждет встречи с мамой или с теми, кого встретил. Этот огромный и разнообразный спектр эмоций, от гнева до тотальной ненависти ко всем и постоянного беспокойства, на первых порах препятствует контакту с ребенком, требуется время, чтобы он успокоился.

В современных условиях, несмотря на то, что многое делается в детских учреждениях, чтобы компенсировать отсутствие ребенка дома, помочь ему пережить разлуку с близкими, утрату условий, в которых он жил, все же невозможно полностью воссоздать отношения, которые должны быть в семье. И все же в учреждении нет полноценного индивидуального внимания и той особой материнской любви, которую испытывает ребенок, даже если мать не умеет ее проявлять. Ребенку еще предстоит смириться с ситуацией присутствия в группе других детей и с тем, что никто не заботится о его реальных потребностях так, как это делает принимающая и любящая его мать.

Что остается делать детям? Для них выход – найти собственные пути, помогающие исправить ситуацию и позволяющие испытать какие-то эмоции. Дети не имеют чьей-либо помощи, но их мышечная память очень хорошо помнит те моменты, когда было хорошо и беззаботно, в утробе матери или на ее руках. В случае тревог и переживаний всем нам хочется вернуться в детство, как в самое безопасное и приятное место. Даже если само детство было неудачным, в утробе матери все дети были в порядке.

Поэтому наиболее устрашающие проявления госпитализма связаны со стремлением вернуться в раннее детство, что достигается повторением монотонных стереотипных движений. Чаще всего это раскачивание из стороны в сторону или из стороны в сторону, всем телом или качание головой, имитирующее движение, когда человек поворачивает голову (малыши делают это с такой силой, что волосы на затылочной части сохнут выключенный). Ученые посчитали, что амплитуда качелей соответствует движениям плода в утробе матери и является наиболее гармоничной для успокоения.

Глубокая умственная и физическая отсталость является следствием недостатка общения со взрослыми в первый год жизни ребенка. Разнообразные проявления могут формироваться у детей и в зависимости от того, что раньше приносило им радость.

Остаточные явления таких знаков проявляются раскачиванием ноги, рисованием на листе бумаги для концентрации внимания, раскачиванием в постели, пристрастием к каким-либо однообразным занятиям, любовью к раскачиванию. Иногда это движение сопровождается вокализацией (дети протяжно поют, увлекаются этим занятием, успокаиваются, особенно при сильных внешних раздражителях).

Дети в учреждениях часто сосут простыни, вещи, уголки рубашек и футболок, платья, галстуки, платки, любимые игрушки – самые приятные впечатления ребенок получает через рот. Это тоже своего рода возвращение в раннее детство, когда ребенок познавал мир и получал максимальное количество эмоций через рот. Остаточные явления могут быть привычкой жевать карандаши и ручки, сосать леденцы. Считается, что существует взаимосвязь: если дети в раннем возрасте получали мало приятных ощущений через рот, то существует больший риск раннего приобщения к курению. Так что, если ребенок пришел из учреждения и у него возникла потребность сосать соску, ему нужно предоставить эту возможность. Как это сделать безопасно, подскажет психолог.

Сосание пальцев, сосков и твердых предметов, кусание близко и непривычно — «пробуй на зубок все» — связано с тем, что дети часто испытывают множество эмоций, но не могут выразить их словами. А кусаться — это очень сильные эмоции и немного силы. Если кусание — это еще способ выражения и раскрытия чувств, то сосание пальцев и всего, что можно сосать, — это скорее боязнь их выражения (чувства спрятаны внутри, и ребенок, растерявшись, не умеет говорить о них) они).) они). В обоих случаях необходимо говорить о том, что происходит, что чувствует ребенок, как ему можно помочь. Главная помощь здесь — научить ребенка проявлять чувства недеструктивным способом. Ребенка нужно обнимать, целовать, получать конкретные и одинаковые комментарии.

Стремление многократно пробежать по одной и той же дорожке часто возникает у детей после длительного пребывания без движения. Также во время бега внимание друг к другу не притягивается, а потому ребенок старается избегать неприятных контактов, действий и эмоций. Вы можете научить его играть и двигаться, чтобы снять стресс и усталость. Таким детям необходимо чередовать смену отдыха и работы.

Чтобы понять для себя, что он живой, ребенок иногда причиняет себе боль. Если у ребенка дефицит внимания, причинение себе вреда позволяет ему понять, что он у него есть. Например, так обычно поступают дети: расчесывают свое тело, руки, ноги до сильных царапин, от которых остаются шрамы, ломают ногти и грызут их, кусают кожу на руках, а иногда разрезают ее на пятки, выдергивают и завить волосы на голове или брови, потянуть различные места на теле, места наиболее значимые: уши, пупок; бывает, что рвут язвочки, кусают губы. Это и интересно, и позволяет ребенку почувствовать себя учителем самому себе. Более того, ребенок бесконечно счастлив, когда его мазают мазью, лечат и трогают;Они дарят вам внимание и заботу.

Так как дети не осознают своего тела, но интересуются им, дети, особенно дети младшего возраста, склонны показывать свои половые органы и намеренно раздражать их; это явление называется онанизмом. Так, прикасаясь к себе, ребенок может доставить себе удовольствие, не привлекая внимания взрослого.

Что делать, если вы заметили у ребенка любое из описанных выше проявлений?

Для выяснения степени тревожности и особенностей ребенка необходимо посетить психолога или психотерапевта, невролога; это позволит быстро найти причину и в зависимости от характера ребенка и возможностей родителей выработать совместный путь расставания с этими проявлениями. Помните, что избавиться от них можно, но быстро это не произойдет, так как это выработанный годами и прочно закрепленный механизм. Но если ребенку хорошо и комфортно, понятно, что происходит вокруг него, то есть большой шанс расстаться с ним как можно скорее.

Самое главное – согласиться со следующим:

Дети делают это непреднамеренно и бессознательно. Кажется, что они впадают в транс и делают это бессознательно, особенно когда им трудно принять решение или что-то еще. Они прячутся за этими движениями, это позволяет им находиться в них, как будто они «в доме», а не делать то, что страшно. Не раздражайтесь и не злитесь, это пугает ребенка и подтверждает его ощущение, что взрослые ненадежны и опасны для них.

Наличие таких движений не связано напрямую со снижением интеллекта. Это могут делать очень умные дети, так как они тоже испытывают это.

Бесполезно ругать и кричать, пугать ребенка страшными последствиями, например, «сосешь палец, он отвалится». Во-первых, это не так, во-вторых, дети воспринимают все буквально, и у них начинается вторичная невротизация: дети боятся, что с ними что-то случится, чувствуют себя виноватыми, но не могут этого избежать, не доверяют своих родителей и еще больше закрываются. Получается порочный круг.

Это не быстро. Ребенку нужно время, чтобы успокоиться, и часто попав в новую обстановку, он счастлив, но в то же время может быть сильно напуган. После появления ребенка дома взрослые должны ему все рассказать и показать, разрешить ему задавать любые вопросы и разговаривать с вами на любые темы в неформальной обстановке, вы должны внимательно его слушать, даже если это вам не очень приятно. С ним необходимо обсудить любую волнующую его тему (потому что именно эти замалчиваемые темы и чувства часто являются причиной длительных проявлений госпитализма). При его близости как отца доверие не может быть установлено надолго. Если вам сложно говорить на какую-то тему, вы можете обсудить ее со специалистом, не накапливая в ребенке чувства раздражения. Вы можете присоединиться, сказав: «Знаешь, я тоже боюсь,но мы будем вместе и постараемся вместе преодолеть этот страх».

Если ребенок справляет нужду ночью, то ему нужно помочь завершить день по-другому: придумав в зависимости от возраста ритуал завершения дня. И это будет шагом к вашей стабильности и развитию доверительных отношений.

Если ребенок говорит о страхах и тревогах, то вам следует поддержать и помочь ему, спросив, чего бы он хотел от вас сейчас, что он делал и как вы можете о нем позаботиться.

Если ребенок сосет большой палец, наносят себе деструктивные действия, то нужно присмотреться, когда он в основном это делает, обсудить. При этом надо уважать его чувства и найти для него, если он достаточно большой, как сделать так, чтобы этих проявлений было меньше, потому что они приносят дискомфорт. Если это маленький ребенок, то лучше переключить свое внимание на что-то другое, давать ему достаточно телесного контакта и разговаривать с ним, хвалить его и гордиться им, честно, искренне рассказывая ему об этом.

В ходе разговора, скорее всего, станет ясна причина тревоги. Нужно разобраться с этим, сделать все возможное, чтобы ребенок нашел вместе с вами, а потом и решение проблемы, чтобы всем было интересно. Для этого существует множество методов психологической и психотерапевтической помощи.

Профилактикой онанизма является соблюдение правил гигиены, удобное белье и одежда, желательно подобранная вместе (однако ребенок должен нравиться себе даже в пижаме, как и вы). У ребенка должно быть достаточно фотографий, где он один, с вами и всей семьей, чтобы он чувствовал свою причастность и значимость. Нельзя его унижать и высмеивать особенности его строения, давать ему смешные прозвища; Вы должны относиться к нему с уважением, любовью и нежностью. Очень важно всегда оказывать поддержку в виде ласк, объятий и телесного контакта, когда ребенок этого просит. Он не понял, а ему это нужно как воздух. Иногда даже держаться за руки во время разговора совершенно необходимо и дает лучший эффект, чем долгий разговор.

Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства?

  • отсутствие нормального общения с ребенком (игры, беседы, обмен эмоциями);
  • плохой уход за малышами (игнорирование их потребностей, нежелание купать, переодевать, ложиться, кормить, сопровождать на прогулках).

Кроме того, эти родители не тратят время на обучение своего ребенка, не хотят помогать осваивать первые шаги, читать малышу, рисовать или плевать вместе с ним.

Диагностика

В связи со спецификой заболевания, возрастом больных диагноз ставится на основании клинических методов: осмотра, наблюдения. Проводится опрос родителей, близких родственников, персонала, часто контактирующего с ребенком. Диагноз ставится несколькими специалистами:

  • Детский невролог. Определяют уровень развития ребенка, мышечный тонус, реакцию на звук, свет, тактильное раздражение. Оценивает наличие и выраженность рефлексов, формирование сложных движений с целью, исключает/подтверждает сопутствующую неврологическую патологию.
  • Детский психиатр. Оценивает психомоторное развитие пациента, особенно эмоциональную сферу. Через предметные манипуляции уровень навыков общения и самообслуживания выявляет отсталость в психической сфере.
  • Клинический психолог. Провести диагностическую беседу: определить способность ребенка контактировать, адекватно реагировать. Используются экспериментальные методы оценки речеобразования, когнитивных функций (память, внимание, мышление), методы выявления страхов, агрессивности, аутоагрессивности .

Дифференциальный диагноз основывается на факте психической депривации. При невозможности его установить (неблагополучные семьи) становится труднее отличить синдром от других эмоциональных и интеллектуальных расстройств. Постановка диагноза трудоемка, требует оценки темпов развития, динамического наблюдения. Госпитализм часто сопутствует умственной отсталости, аутизму, эпилепсии.

Как действовать при диагностированном синдроме?

Госпитализм в психологии явление, поддающееся коррекции при условии своевременного оказания помощи, когда процессы регрессии и застоя личности не стали чрезмерно глубокими. Идеальный вариант устранения негативных симптомов – вернуть ребенка в привычную для мамы среду.

Такая терапия, при наличии в семье подходящего благоприятного климата, лучше всего способна излечить детские травмы, полученные в результате вынужденной разлуки.

Однако такое позитивное развитие событий зачастую невозможно в реалиях современного социального сиротства, когда лишь небольшой процент детей попадает в детские дома в связи со смертью родителей, а большинство попадает туда в результате асоциального образа жизни ваш внутренний круг.

Именно поэтому с детьми в детских домах работают специалисты-психологи, психотерапевты и педагоги, которые пытаются исправить эти состояния с помощью занятий. Аналогичную помощь могут получить и взрослые, госпитализированные в больницы.

Лечение у детей основано на системной психолого-педагогической коррекции, социальной адаптации, у взрослых — психологической помощи, позволяющей восстановить утраченные социальные навыки.

Игры-упражнения для детей

При планировании занятий с детьми с симптомами госпитализма специалисты включают в свою работу разработку и обучение играм:

  • внимание;
  • мышление;
  • объем памяти.Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Это могут быть ролевые игры, где нужно работать в парах, взаимодействовать и соревноваться. Через игры ребенок переживает активную социализацию, учится оперировать навыками, знаниями и умениями.

Для детей в детских домах игра помогает им лучше понять, как устроен объективный и социальный мир. Важным моментом является организация таких занятий. Для достижения наилучшего результата мы работаем с детьми индивидуально, а также организуем их в небольшие группы.

Лечение нервных и депрессионных состояний

Нередко результатом длительного пребывания в институциональных учреждениях является развитие как у детей, так и у взрослых пограничных состояний: различных неврозов, депрессий. На фоне пережитой боли (болезнь, разлука с близкими) все эти состояния только усиливаются, увеличивают тревогу, страхи и напряжение человека.

Для коррекции таких состояний с детьми или пожилыми людьми работают психотерапевты, задача которых сформировать положительное эмоциональное состояние. В случае тяжелых форм депрессии могут быть назначены специальные препараты, позволяющие пациентам выйти из этого состояния.

Педагогическая поддержка

Педагоги, работающие с госпитализированными детьми, стараются развивать у них навыки социального общения. Они оказывают им активную поддержку, помогая вступить в детские группы, проводя реабилитационные мероприятия. Они способствуют сохранению отношений между ребенком и матерью.

Помимо занятий в учреждениях, дети могут воспитываться в домах семейного типа, где воспитатель выступает в роли матери для 5-8 детей. Эти способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, становятся все более популярными и более предпочтительными по сравнению с воспитанием в детском доме.

В домохозяйствах семейного типа часто работают супружеские пары, заменяющие мать и отца детьми. Положительная динамика развития и воспитания детей в таких семьях свидетельствует об эффективности данных форм устройства детей и снижении нагрузки на их психику по сравнению с пребыванием в детских домах и школах-интернатах.

Дети, помещенные в такой тип семьи, видят распределение ролей между мужем и женой и организацию семейной жизни в целом, что способствует их лучшей адаптации после жизни и минимизирует последствия госпитализации.

Препараты для коррекции эмоциональной нестабильности

При серьезной госпитализации специалисты могут назначать психотропные препараты. Лечение подбирается индивидуально, с учетом анамнеза и возраста больных.

Целью такого медицинского обеспечения является:

  • остановить регресс в развитии;
  • коррекция эмоциональной нестабильности;
  • стимуляция когнитивных функций.Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причиныТенотен

Лекарства могут применяться для лечения как взрослых, так и детей. Это могут быть как легкие препараты (Тенотен, Ноофен), так и более серьезные препараты, назначаемые при расстройствах аутистического спектра, тяжелой депрессии (кортизон).

Средства для стимуляции развития познавательных функций

Одной из проблем госпитализма у детей является снижение познавательных способностей, вследствие чего у них снижается стремление к познанию нового, способность к обучению. Задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы восстановить этот механизм.

Специалистам иногда приходится переучивать детей выстраивать коммуникации, стимулировать эмоциональную сферу. Занятия проводятся индивидуально или, при появлении положительной динамики, в малых группах.

Для мотивации госпитализированных больных к познавательной деятельности применяют:

  • занятия, развивающие мелкую моторику (пальчиковые игры с детьми раннего возраста);
  • музыкальная терапия;
  • арт-терапия;
  • телесно-ориентированная психотерапия (массаж или контактные упражнения, призванные ослабить хватки, возникающие при неврозах и депрессиях);
  • тренинги, помогающие восстановить коммуникативные навыки;
  • семейные консультации для больного человека и его родственников.

Возможные осложнения

При отсутствии тщательного ухода за ребенком, медицинского наблюдения, психолого-педагогической поддержки госпитализация может дать следующие осложнения:

  • отставание в физическом развитии: недостаток массы, роста, недоразвитие опорно-двигательного аппарата;
  • плохой уход, несоблюдение правил гигиены, снижение иммунитета приводят к развитию инфекций;
  • психические расстройства: умственная отсталость, неврозы, псевдоаутистические симптомы, депрессия, психопатия;
  • психологические проблемы: трудности в общении, агрессивность, повышенная тревожность, сомнения, конфликтность.

Прогноз и профилактика

Прогноз патологии считается благоприятным, если у больного нет серьезных соматических заболеваний и своевременно начато соответствующее лечение.

На исход госпитализации влияют следующие факторы:

  1. Возраст пациента
  2. Частота свиданий ребенка с матерью или другим близким человеком,
  3. Выраженность интеллектуальных, психических и поведенческих расстройств,
  4. Наличие сопутствующих заболеваний,
  5. Эффективность лечения.

Несвоевременная диагностика и неадекватное лечение приводят к инвалидизации и смерти больных. Только совместная работа врачей, психологов и родственников пациента позволит полностью избавиться от болезни.

Меры профилактики развития госпитализма у детей:

  • Жить в богатой семье
  • Теплые отношения с мамой,
  • Прием ребенка в лечебное учреждение только с близким ему человеком,
  • Организация режима дня,
  • Регулярный контакт с коллегами
  • Интересные групповые занятия и игры.

Госпитализм – это психическое заболевание, которое накладывает негативный отпечаток на все сферы развития личности: интеллект, эмоциональное состояние, психофизические качества.

Оцените статью
Блог про синдромы